makidotvn / Depositphotos.com
Завершает цикл тематических подборок ведомственных разъяснений 2020 года по применению бюджетной классификации дайджест писем, поступивших в декабре и не освещенных до этого в новостных выпусках. И как всегда, здесь ответы на самые важные вопросы: выбор КОСГУ для учета НМА, пособий и компенсаций, определение нужного подраздела для тех или иных расходов, КБК для зачисления доходов в бюджет, а также позиция Минфина России по вопросу о правомерности претензий ревизоров о нецелевом характере расходов в связи с применением КОСГУ и КБК, и др.:
1
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» насосные станции отнесены к гидротехническим сооружениям, предназначенным для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. При этом использование водных ресурсов не ограничивается сферой водохозяйственных и водоохранных мероприятий, которые предусмотрены в описании подраздела 0406 «Водное хозяйство», поскольку насосные станции могут быть задействованы для водоснабжения систем и объектов противопожарной защиты, бытового и хозяйственного водоснабжения, иных мероприятий различной отраслевой принадлежности. Таким образом, при отражении расходов на содержание и ремонт насосных станций следует применять подразделы классификации расходов бюджетов, соответствующие сфере/ отрасли, для целей которой данные сооружения применяются (Письмо Минфина России от 4 декабря 2020 г. № 02-05-10/106343).
2
Операции по предоставлению ООО субсидий на возмещение расходов на создание, модернизацию и/или реконструкцию объектов инфраструктуры индустриального парка были отражены по КОСГУ 245 «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство», а следовало – по КОСГУ 285 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)». Однако нарушение порядка применения КОСГУ не может рассматриваться при формировании выводов о нецелевом использовании бюджетных средств и может быть квалифицировано как нарушение порядка применения бюджетной классификации (Письмо Минфина России от 4 декабря 2020 г. № 02-09-07/106220).
3
По мнению ведомства, отражение доходов – возвратных сумм (стоимости подлежащей рубке древесины) осуществляется по АнКВД 120 «Доходы от собственности» и подстатье 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ (Письмо Минфина России от 8 декабря 2020 г. № 02-05-10/108083).
4
Выплата стипендий и материальной помощи в рамках социальной поддержки обучающихся за счет средств стипендиального фонда отражаются по КВР 340 «Стипендии», увязанному с подстатьями:
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» – в части материальной помощи;
296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» – в части стипендий (Письмо Минфина России от 9 декабря 2020 г. № 02-05-10/108034).
Выплата материальной поддержки и иных социальных выплат, осуществляемых в денежной форме вне стипендиального фонда отражается по КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме ПНО» и подстатье 262 КОСГУ.
5
Расходы по оплате договоров на выполнение демонтажных работ, в том числе снос зданий, строений и сооружений, в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Отражение аналогичных по содержанию расходов, включаемых в состав капитальных вложений, – по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. № 02-08-10/109668).
6
По мнению ведомства, поступления в бюджет ПФР денежных средств, взысканных по решению суда с ООО в пользу ПФР в качестве компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, подлежат отражению по коду бюджетной классификации 392 1 16 10112 06 0000 140 «Прочее возмещение ущерба, причиненного федеральному имуществу, находящемуся во владении и пользовании Пенсионного фонда…».
Возврат сумм излишне уплаченных/ взысканных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные/ расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, подлежит отражению по КБК, предусмотренному для учета доходов от указанных страховых взносов, пеней и штрафов (Письмо Минфина России от 17 декабря 2020 г. № 02-05-10/110814).
7
Расходы на приобретение оборудования медицинским учреждением, оказывающим стационарную помощь, либо приобретение оборудования для такого медицинского учреждения уполномоченным на осуществление этой закупки подразделением/ учреждением следует отражать по подразделу 0901 «Стационарная помощь». Применение подраздела 0305 «Система исполнения наказаний» для отражения расходов на приобретение медицинского оборудования, предназначенного для медико-санитарных частей ФСИН России, требованиям Порядка № 85н не соответствует.
Если закон о бюджете, сводная бюджетная роспись, ЛБО, бюджетная смета, договор/соглашение либо правовой акт, являющийся основанием для предоставления бюджетных средств, подтверждают факт планирования органом/учреждением бюджетных ассигнований на закупку медицинского оборудования по подразделу 0305 «Система исполнения наказаний», рассматривать такое расходование средств бюджета в качестве нецелевого невозможно (Письмо Минфина России от 24 декабря 2020 г. № 02-05-10/114623).
8
Поправками в Приказ № 99н об утверждении КБК 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в числе прочего уточнено описание направления расходов 93977, которое дополнено следующим абзацем:
«Также по данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета на приобретение и последующее выделение на безвозмездной основе путевок нуждающимся супругам и родителям погибших (умерших) или пропавших без вести в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников следственных органов, расположенных на территории Северо-Кавказского региона, сотрудников следственных органов, направленных для выполнения задач на территории Северо-Кавказского региона в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения на территории Российской Федерации.».
Аналогичное изменение описания направления расходов 93977 предусмотрено и изменениями в Перечни КБК, применяющиеся в 2020 году (Письмо Минфина России от 24 декабря 2020 г. № 02-05-10/114624).
9
На статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение в государственную/ муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся в том числе расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы (Письмо Минфина России от 24 декабря 2020 г. № 02-07-10/113576).
10
Расходы на обязательные платежи и/или взносы собственников помещений многоквартирного дома (МКД) в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД подлежат отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Учитывая, что перечень расходов в описании этого КВР, является открытым, а расходы на возмещение расходов ресурсоснабжающей организации/ управляющей организации/ ТСЖ/ ЖСК и т.п. на установку коллективных/ общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии в МКД, в котором расположены государственные или муниципальные помещения, аналогичны вышеуказанным взносам, Минфин России полагает, что их также следует отражать по виду расходов 244 (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-05-11/115953).
11
С 2021 года операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным/ неопределенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности) отражаются по подстатьям КОСГУ соответственно:
352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;
353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».
Для отражения кассовых поступлений и выбытий подст. 352 и подст. 353 КОСГУ не применяются.
Расходы по приобретению неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности) подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-08-05/115450).
12
Расходы на выполнение по госконтрактам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области национальной экономики подлежат отражению по подразделу 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» и виду расходов 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».
Таблицами соответствия разделов/подразделов и КВР предусмотрены увязки:
подраздела 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» с КВР 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
подраздела 0113 «Другие общегосударственные вопросы» с КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме ПНО»
Расходы бюджетов на предоставление публичных нормативных выплат гражданам в части выплат, носящих социальный характер (пенсии, пособия, компенсации и иные аналогичные выплаты, предоставляемые гражданам), отражаются по подразделам раздела 1000 «Социальная политика» (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-05-11/115955).
13
Осуществляемые вне мероприятий гособоронзаказа расходы по подключению/ технологическому присоединению линейного объекта капитального строительства к сети газораспределения:
не связанные со строительством этого объекта / не предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта капитального строительства, следует отражать по КВР 244 и подстатье 226 КОСГУ;
включённые в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта капитального строительства – по КВР 414 с подстатьей 228 КОСГУ (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-05-10/115954).
14
Расходы в рамках комплексного контракта по оказанию набора услуг, связанных с направлением федеральных государственных гражданских служащих в служебные командировки:
бронирование, оформление и доставка авиа- и железнодорожных билетов на внутренние и международные перевозки,
бронирование и оплата проживания в гостиничных номерах на территории РФ и за ее пределами,
оформление полисов медицинского страхования при выезде за рубеж, и др.,
подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-08-10/115448).
15
По мнению ведомства, доходы муниципального района от поступлений компенсационной стоимости за снос/ пересадку, повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений подлежат отражению по КБК 000 1 13 02995 05 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов» (Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-05-11/116503).
16
Учитывая, что согласно положениям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Минобороны РФ, проезд зачисленных в училища кандидатов обеспечивается воинскими перевозочными документами, т.е. является для кандидатов бесплатным, Минфин России полагает, что для решения вопроса о выплате им компенсации стоимости проезда следует обратиться в Минобороны РФ. При положительном решении вопроса соответствующие расходы следует отразить по КВР 360 «Иные выплаты населению» (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-05-10/117004).
17
Расходы бюджета, связанные с возмещением муниципальным специализированным службам, созданным в форме автономных учреждений, некоммерческих и коммерческих организаций, расходов на погребение умерших/погибших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, мертворожденных детей по истечении 154 дней беременности, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также реабилитированных лиц, следует отражать:
по КВР 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» – при предоставлении гранта в форме субсидии специализированным службам – муниципальным автономным учреждениям;
по КВР подгруппы 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений…» – при предоставлении субсидий специализированным службам – некоммерческим организациям, за исключением учреждений;
по КВР подгруппы 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций)…» – при предоставлении субсидий специализированным службам – коммерческим организациям (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-05-11/117005).