minervastock / Depositphotos.com
Согласно положениям Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» оплата медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий, в соответствии с базовой и территориальной программами осуществляется за счет средств ОМС.
Общий порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен Приказом Минздрава России № 108н.
При стандартной схеме финансирования средства ОМС поступают на лицевой счет медицинского учреждения – исполнителя за объемы медицинской помощи по тарифам, установленным в субъекте РФ Тарифным соглашением.
Вместе с тем существуют альтернативные способы взаимодействия между медицинскими организациями – МО и страховыми медицинскими организациями – СМО в рамках оказания медицинской помощи по ОМС.
С 2021 года Минздрав России и ФФОМС обновили Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, в которых в числе прочего напомнили о системе межучрежденческих расчетов. Подробнее о новых Методических рекомендациях читайте здесь.
В указанной системе одна медицинская организация – МО-заказчик – направляет пациента в другое медицинское учреждение – МО-исполнитель, участвующее в системе ОМС, для оказания отдельных медицинских услуг, предусмотренных терпрограммой. Оплата объемов медицинской помощи в этом случае осуществляется двумя способами:
через страховую медицинскую организацию – СМО;путем заключения гражданско-правовых договоров между МО без участия СМО.
В первом случае:
МО-заказчик и МО-исполнитель ведут учет законченных случаев лечения и составляют реестры счетов на каждую выполненную единицу объема медицинской помощи;МО-заказчик ведет учет выданных направлений;СМО производит оплату медицинских услуг напрямую МО-исполнителю, фактически оказавшему услугу, параллельно уменьшая на сумму произведенной оплаты объем финансирования, предназначенного МО-заказчику.
Во втором случае расчеты производятся между МО-заказчиком и МО-исполнителем напрямую без участия СМО, в порядке, установленном договором, заключенным между медорганизациями. При этом реестры счетов составляет только одна из них.
Конкретный порядок взаимодействия сторон определяется нормативными актами субъекта РФ, на территории которого осуществляется оказание медицинской помощи.
В частности, в самом Тарифном соглашении может быть предусмотрено условие о том, что МО-исполнитель ведет учет фактического количества оказанных внешних услуг: посещений, обращений, диагностических исследований и прочее разрезе МО-заказчиков, выдавших направление на оказание медицинской помощи или по месту прикрепления пациента.
МО-заказчик в свою очередь ведет учет направлений, выданных на получение внешних услуг в разрезе МО-исполнителей.
Помимо обязанностей сторон, установленных Тарифным соглашением, медицинским организациям целесообразно урегулировать детальный порядок документооборота внутренними локальными актами, установить сроки, ответственных лиц, периодичность сверки выданных направлений МО-заказчиком и оказанных медицинских услуг МО-исполнителем.
Обращаем внимание, что и МО-заказчик, и МО-исполнитель должны являться субъектами терпрограммы ОМС, в противном случае оплату за оказанные медицинские услуги сторонней организации медицинскому учреждению- заказчику придется оплачивать за счет собственных средств.
Так, в прошлом году Верховный суд подтвердил, что «безвозмездный» договор с частником вне системы ОМС о лабораторной диагностике с оплатой по тарифам ТФОМС предполагает оплату услуг именно заказчиком. С подробностями дела можно ознакомиться здесь.