albertyurolaits / Depositphotos.com
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности подготовлен новый порядок оценки результативности и эффективности надзорной деятельности (основные черты оценки уже установлены новым Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») (Проект Постановления Правительства РФ «О порядке оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов»).
Согласно проекту, оценивать свой KPI ведомства будут сами, в рамках ежегодного доклада о виде контроля, путем сопоставления показателей за прошлые годы. Но весь вопрос в том, что это за показатели.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Кажется, что порочная система «аналогичный показатель прошлого периода +1», наконец, уходит в прошлое, а для оценки работы будут оценивать два вида показателей:
так называемые «ключевые» (показатели группы «А») – показатели, которые отражают объективное состояние дел в той общественной сфере, за которой надзирает орган власти: количество отравлений, пожаров, трудовых увечий, смертей в результате ДТП, случаев несдачи ЕГЭ, невылеченного рака, часов отсутствия света, воды и тепла и т.п. Эти показатели запрещено брать «в чистом» виде, они должны быть «привязаны» к количеству населения (например, на 100 тыс. населения) или иному параметру (на 1000 км дорожного полотна, на 100 тыс. работающих, на 1000 вылетов и т.п.). Среди этих целевых показателей будут и «рублевые» – если негативное последствие (например, пожар), на устранение которого направлен вид контроля (например, федеральный государственный пожарный надзор), предполагает нанесение материального ущерба. Этот показатель тоже не будет абсолютным, а будет рассчитан как его отношение к ВВП за отчетный период и установлен в процентах; так называемые индикативные показатели (показатели группы «Б» и «В») – они показывают, насколько расторопны были сотрудники надзорного органа, сколько они провели проверок, рассмотрели заявлений, разрешили дел, взыскали штрафов, вынесли предостережений и т.п., а также, насколько бюджетные затраты на эту надзорную активность были оправданы с точки зрения ее результативности – с использованием статданных о размере причиненного ущерба/потерь от нарушений обязательных требований и издержках бизнеса, связанных с соблюдением обязательных требований.
На ключевые показатели будут составляться и утверждаться (надзорным органом) свои «паспорта» (на индикативные их тоже можно составлять, но необязательно).
Система оценки должна «заработать» с 1 июля 2021 года (дата вступления в силу нового Закона о госконтроле).