ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕТЯМ И ОТ ЧЕГО ИХ НАДО ЗАЩИЩАТЬ?

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕТЯМ И ОТ ЧЕГО ИХ НАДО ЗАЩИЩАТЬ?

В прошлом году институт уполномоченных по правам ребенка получил более 88 тысяч обращений. На что жалуются граждане? Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова рассказала об этом «Российской газете».

О желании родителей отомстить…На эту тему приходит очень большое количество обращений. Когда один из родителей обижен, ребенок может стать для него средством манипуляций. Обсуждали эту тему и с Дмитрием Аристовым, главой Федеральной службы судебных приставов. Приставы часто оказываются в непростой ситуации. Приходят исполнять решение суда о передаче ребенка матери или отцу и сталкиваются с тем, что на постановление суда о том, что ребенок должен два часа находиться с папой, мама говорит: «Ребенок не хочет».Часто ребенок, находясь у одного из родителей, становится зависимым от его мнения. Как быть? Мы провели совещание, собрали профильные органы. Конечно, важно применять досудебную медиацию, когда специалисты помогают родителям договориться и не допустить манипуляций ребенком. А также обеспечить право ребенка на общение с отдельно проживающим родителем, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.Отцы говорят, мы готовы общаться даже на «нейтральной» территории и в присутствии представителей различных служб, пусть будет психолог, телекамеры, лишь бы была какая-то связь с ребенком, не изоляция. Одним из выходов для спорных ситуаций, когда родители не могут договориться, может быть использование специальных пространств, предназначенных для общения ребенка и родителя.

О подростковых суицидах…В прошлом году данные о суицидах вызвали большой резонанс в СМИ. Но мы поняли, что проблему-то выявили, а что с ней делать — не предложили. За прошедшее время мы значительно продвинулись в этой теме. По поручению президента создали подкомиссию при Госсовете по профилактике кризисных состояний среди несовершеннолетних, в том числе суицидов (я стала ее сопредседателем). Наша задача — составить межведомственный план внутри регионов и найти новые подходы и решения на федеральном уровне.Нужно сформировать в обществе «суицидальную настороженность». То есть даже если ребенок просто высказывается на тему суицида, не оставлять это без внимания. Нужно подключаться грамотно и деликатно, не пугая его. Данные правоохранительных органов говорят о том, что в большинстве случаев, когда ребенок совершает суицид, его подростковое окружение знает об этом, но не знает, как рассказать. Они размышляют так: если проблема у меня, я могу позвать на помощь, а если у моего друга — не выдам ли я его, ведь это его тайна.Очень важно, чтобы «суицидальную настороженность» мы сформировали у всех — родителей, педагогов, сверстников. Когда падают самолеты, собирается международная комиссия и выясняет причину, чтобы не повторить подобного. Наша комиссия должна сформировать решения в каждом конкретном случае, когда мы не успели, — чтобы успеть в следующий раз.

О подростковых пространствах…Ребята 12-18 лет — самая уязвимая категория. Это возраст, когда ребенку важно, чтобы вокруг него были понимающее окружение, значимые взрослые, которые помогут ему найти свой жизненный путь. Как ребенок из многодетной семьи и многодетная мама я это очень хорошо понимаю и считаю, что первое, что нужно подросткам, — особое безопасное место: не дом, не школа, а пространство, где можно поиграть, пообщаться со сверстниками и взрослыми наставниками и даже перекусить, потому что иногда, к сожалению, нам поступают сообщения, что ребенок украл в магазине колбасу (ему просто было нечего есть) и получил за это уголовное наказание.Ребенок украл в магазине колбасу (ему просто было нечего есть) и получил за это уголовное наказаниеВ стране очень многое делается для талантливых подростков, но ребята, у которых сложная жизненная ситуация, которые находятся в конфликте с законом, оказываются на обочине жизни. И мы стали открывать подростковые пространства. Это место, где тебя примут — с татуировками, отцом-алкоголиком, неуспеваемостью в школе, комплексами вроде «я толстая и некрасивая». Сейчас таких центров уже 27, и мы продолжаем их создавать. Там нет сердитого вахтера с вопросом «куда и зачем ты идешь», а есть дружелюбная атмосфера и люди, которые понимают, кто такой подросток и какое счастье, что он сюда пришел.

О работе в свободное время…В регионах работают центры занятости населения, в которых есть специалисты и по трудоустройству подростков. Лично испытала на себе их работу в Санкт-Петербурге — и огорчилась. Выбор предлагаемых вакансий далек от того, чего бы хотелось подростку. Есть и другие проблемы, например, подростку сложно составить резюме или заполнить заявление на портале «Работа в России», чтобы воспользоваться помощью службы занятости в трудоустройстве. Поэтому сейчас мы в шести пилотных регионах — Москве, Астраханской, Ленинградской, Свердловской областях, Краснодарском и Красноярском краях — с социально-ответственным бизнесом и бюджетными организациями, готовыми принимать подростков, формируем базу интересных вакансий. Будем помогать ребятам составлять резюме, собирать документы и сопровождать их с наставниками, давая возможность работать не только в каникулы, но и круглый год.

О готовности бизнеса трудоустроить подростка…Это колоссальная ответственность и большая проблема. Потому что мы, например, договариваемся с организацией, чтобы она взяла на работу подростка, а через несколько дней приходит прокуратура и проверяет не только его трудоустройство, но заодно и все остальное. На следующий год компания уже не горит желанием брать на работу подростка и уж тем более искать для него интересные формы работы не только на лето, но и круглый год.

Поэтому мы придумали для организаций Стандарт ответственного трудоустройства несовершеннолетних. Он включает в себя информированность подростка о работодателе и вакансии, соблюдение правил безопасности и норм морали, индивидуальный подход. А также профориентацию, и в идеальном случае — это возможность обучаться от компании в вузе, чтобы потом стать постоянным ее сотрудником. При этом все должно быть устроено так, чтобы работа не мешала учебе. И еще один важный момент — трудоустройство подростка должно сопровождаться наставником. В организации должен быть человек, который возьмет ребенка за руку и все объяснит ему. Так было в советское время, когда, к примеру, на завод приходили стажеры.

Татьяна Владыкина

Источник: zakonia.ru

Добавить комментарий

*

четырнадцать − 12 =