Заменить анахронизмы онлайн-центрами

Заменить анахронизмы онлайн-центрами

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Роль искусственного интеллекта и цифровых инструментов в оказании бесплатной правовой помощи гражданам»

В ходе дискуссии были отмечены ключевые преимущества использования искусственного интеллекта в оказании бесплатной юридической помощи – безопасность, экономичность, доступность. Участники дискуссии обратили внимание на успешный опыт других государств, внедривших для консультирования граждан элементы искусственного интеллекта, который позволяет избегать конфликтных ситуаций и вычленять из миллионов стандартизированных вопросов действительно сложные и значимые. При этом расширение присутствия государственных организаций, в которых оказание бесплатной юридической помощи осуществляется государственными служащими, сравнивалось с использованием легкой кавалерии в XXI в.

Мероприятие открыл заместитель секретаря Общественной палаты РФ, член Президиума Ассоциации юристов России Владислав Гриб, который обозначил основные вопросы в сфере оказания бесплатной юридической помощи (далее – БЮП). В частности, он отметил, что важная и неотъемлемая часть изменений, произошедших в результате пандемии, – цифровизация государственных услуг. «Мы должны сделать все возможное, чтобы заменить анахронизмы, которыми являются консультанты по оказанию БЮП, онлайн-центрами, ввести единые стандарты консультирования», – подчеркнул Владислав Гриб. Он также отметил безопасность, экономичность и доступность как основные преимущества перехода системы БЮП в онлайн. Владислав Гриб назвал ключевой задачей круглого стола открытие дискуссии по данному вопросу в обществе.

В обсуждении проблемы цифровизации БЮП приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент АП Московской области РФ Михаил Толчеев, вице-президент ФПА РФ Светлана Володина, член Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ Елена Авакян, д.ю.н., заместитель председателя Общественной палаты РФ по правовой экспертизе Светлана Казаченок, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций ЦБ РФ Евгений Писаревский, заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Инга Меликян, заместитель директора Департамента правовой, законопроектной и международной деятельности Станислав Петров, председатель Cовета молодых нотариусов Федеральной нотариальной палаты Сергей Поляков, заместитель председателя Всероссийского объединения туристов по развитию цифровых технологий в туризме, IT-директор проекта «Lex Priority» Дмитрий Пудов.

В ходе обсуждения было отмечено, что наиболее очевидным способом обеспечения возможности доступа 30 млн граждан России, имеющих право на БЮП, к получению этой помощи является создание на базе Портала государственных услуг сервиса с использованием элементов искусственного интеллекта, а развитие системы государственных юридических бюро подобно использованию легкой кавалерии в XXI в. Обращалось внимание на однотипность вопросов, по которым обычно граждане обращаются за БЮП, и в связи с этим – на отсутствие необходимости готовить новый ответ на каждое обращение. С учетом этого надлежит оценить экономическую нецелесообразность расходования бюджетных средств на аренду помещений и найм сотрудников для выполнения однотипных функций.

Предложено обсуждение введения трехуровневой системы оказания БЮП, где на первом уровне компьютерный алгоритм будет предоставлять гражданам ответы на типовые вопросы (алиментные обязательства, социальные услуги, ЖКХ, потребительское кредитование и т.п.), на втором уровне будут предоставляться краткие консультации адвокатов по нестандартным вопросам, на третьем уровне будет осуществляться личное взаимодействие адвоката с гражданами по особо сложным, в том числе судебным делам.

Участники дискуссии обратили внимание на несостоятельность утверждения о цифровом неравенстве в России, поскольку в настоящее время на Портале государственных услуг зарегистрировано более 100 млн уникальных аккаунтов, большая часть которых активно используется гражданами. Кроме того, на примерах других государств (Голландия, КНР) было показано использование различных систем оказания БЮП. При этом подчеркивалось, что подмена государством поставщика юридических услуг не является самой действенной из них, тогда как оказание БЮП с использованием искусственного интеллекта снижает степень конфликтности в обществе, позволяет вычленить из миллионов стандартизированных вопросов действительно сложные и значимые.

Также участники круглого стола были проинформированы о разработке Министерством юстиции РФ единого правового портала оказания БЮП и правового просвещения граждан и о создании Всероссийским объединением туристов системы, позволяющей туристам получить бесплатные юридические консультации в конфликтных ситуациях в режиме онлайн.

В завершение дискуссии Владислав Гриб поблагодарил всех участников за высказанные замечания и предложения и выразил надежду, что обсуждение темы цифровизации бесплатной правовой помощи получит дальнейшее активное развитие.

Светлана Рогоцкая

Источник: zakonia.ru

Добавить комментарий

*

три × два =